Поиск по сайту

Вячеслав Илюхин: Я хочу по-прежнему работать для своих избирателей, для своей страны

Категория — Партийная хроника
Опубликовано 24 февраля 2016

Руководитель областного избирательного штаба "РОДИНЫ" в Новосибирске Вячеслав Илюхин рассказал о себе и своих планах в интервью.

Предлагаем вашему вниманию полный текст беседы:

- Вы не новичок как в крупном, системном бизнесе, так и в политике. Дважды избирались депутатом. Расскажите, как менялся Новосибирск за эти годы прямо на ваших глазах.

- Если говорить о том, как менялся регион, то нужно взять период с начала перестройки – это и начало моей "взрослой" биографии, и знаковый рубеж в истории региона. Что представляла собой Новосибирская область до распада СССР? Это был "тыловой" научный центр страны, состоящий из нескольких десятков НИИ, в основном ориентированных на научно-техническое обеспечение, в том числе институт ядерной физики, ВПК, несколько химических, биологических, инжиниринговых центров, обеспечивавших технологиями практически все отрасли промышленности и, прежде всего, радиоэлектронику. Более половины всех заводов работали на оборонку, причем выпускали не только патроны и самолеты, но обеспечивали "умную" часть ракетного комплекса страны, техническое оснащение управления войсками. Это был крупнейший транспортный узел за Уралом, где пересекались воздушные и наземные транспортные коридоры, связывавшие страну с Европой и Азией. В радиусе 250 километров Новосибирск, с полутора миллионным населением, организует вокруг себя еще 10 миллионов человек, проживающих в соседних областях, что делает его крупнейшим торговым, образовательным и культурным центром, который для человека из глубинки предоставляет возможности для дальнейшего развития.

Сельское хозяйство области на четверть удовлетворяло потребности Москвы в свинине. Наши крестьяне имели стратегический статус, потому что, вместе с алтайскими и омскими колхозниками кормили весь советский север и Дальний восток: гражданское население и армию.

В наукограде Кольцово был построен и успешно работал научно-производственный комплекс "Вектор", где разрабатывались современнейшие лекарственные средства и биотехнологии. Именно сотрудники "Вектора" обеспечивают "вирусологическую" безопасность нашей страны.

И вот, случилась перестройка и "демократизация". К середине девяностых годов из всего, что я перечислил, остались влачить жалкое существование институты академгородка, теплилась жизнь на железной дороге и в главной восточной воздушной гавани страны, все остальное просто рухнуло. Крупнейший оборонный промышленный комплекс страны за Уралом оказался уничтожен и не восстановлен в полной мере до сих пор. А это не только заводские цеха, подъездные пути, оборудование, инфраструктура, главное – уникальные специалисты, люди! Они вынуждены были купить мешки и отправиться за товаром в Китай – до недавнего времени "барахолка" в Новосибирске была крупнейшим градообразующим предприятием.

На рубеже двухтысячных годов ситуация стала немного меняться. Часть людей, выброшенная за ворота «умных» заводов, смогла адаптироваться в новых экономических условиях – Новосибирск лидер в регионе по числу малых и средних предприятий. Стала развиваться торговая и транспортная инфраструктура на основе современных логистических принципов. Второе рождение получило развитие авиационной промышленности, активно развивается производство строительных материалов, потому что бурно растущий город обеспечивает спрос. За это время было построено несколько миллионов квадратных метров жилья, новые здания, которые действительно украсили город. Но, с другой стороны, в Новосибирске накопились так называемые, отложенные проблемы, которые сами по себе не решатся:

Несмотря на достаточно высокую плату за тепло, электроэнергию (в т.ч. и за подключение), ремонтные работы на магистральных сетях практически не велись, и износ сетей сейчас составляет 70%. Город активно строится, но бессистемно, хаотично. Новые здания быстро вводятся в строй, а вот инфраструктура остается на уровне восьмидесятых годов. К транспортной проблеме, а город в скором времени станет в одну гигантскую пробку, добавится еще одна, исключительно урбанистическая, - проблема утилизации бытовых отходов. Так, например, в связи с ужесточившимся законодательством, крупнейший полигон "Гусинобродский" не смог продлить лицензию, и место для нового полигона определили на 12 км. далее, около села "Раздольное". Но так и нет понимания, а что же делать со старым полигоном? Для того, чтобы там не сваливали мусор, его нужно охранять с автоматами. Но это полбеды. По всем правилам необходимо делать саркофаг из глины, толщиной не менее 2 метров над 42 гектарами, с поэтапной усадкой. Это займет 6-8 лет и стоить будет, по разным оценкам, от 8 до 12 миллиардов.

Сети, про которые я уже говорил. Даже страшно представить сумму, которая необходима для того, чтобы их модернизировать. А оставив все, как есть, мы подвергаем риску наших граждан. В любой момент может "рвануть". А у нас не Сочи и не Крым. У нас зимой морозы случаются под 40 градусов и ниже.

На территории города, до сих пор 1500 ветхих, аварийных домов, более 50 тысяч человек рискуют остаться без крыши над головой. Те программы, которые действуют на территории Новосибирска, неэффективны или малоэффективны. Для расселения жилья такими темпами, понадобится более 30 лет. За это время, я думаю, появится еще столько же домов, если не больше, которые станут ветхими и аварийными. Растет долг города по кредитам, приближаясь к 70%. На обслуживание долга город Новосибирск уже в этом году истратит более 1 млрд. рублей. Т.е. ситуация критическая. Решить что-то без федеральных денег невозможно. И свои деньги тратить нужно крайне аккуратно.

В Академгородке построили крупнейший Академпарк, задача которого – быть посредником между наукой и производством. Создаются IT и биокластер на базе "Вектора". Но вот вам пример – из разработанных десятков препаратов в аптеки попали всего несколько. На получение разрешения для производства требуется не менее 10 лет, а совсем недавно российское правительство сократило срок регистрации для иностранных препаратов до полутора лет. Иными словами, по-прежнему существует пропасть между наукой и производством. Наш Академгородок способен поставлять российской промышленности современные, передовые технологии, но, в основном, поставляет «мозги» для крупнейших западных научных центров и корпораций.

Новосибирская область одна способна обеспечить мясом всю Сибирь, но поголовье скота упало в 2,5-3 раза по сравнению с советским периодом, продолжает сокращаться и сейчас. В некоторых районах реальная безработица доходит до 60%, вопреки вранью местного министерства труда, рисующего благостную картину. Здоровые, крепкие мужики в возрасте от 20 до 55 лет уезжают на вахту, в город, а в селе остаются старики, женщины и дети. Каждый год депутаты областного парламента принимают решение о ликвидации одного-двух сельских поселений. И никакой программы развития села и аграрного комплекса сейчас нет.

- Осенью вы стали широко известны благодаря акции в поддержку ваших коллег-застройщиков, когда стал актуальным вопрос ужесточения требований к страховым компаниям, оказывающим услуги по страхованию ответственности застройщиков. Вы обратились к премьер-министру и президенту по ряду поправок в закон 214-ФЗ. Можете объяснить, какова ситуация сейчас?

- Строительная отрасль - это ключевая отрасль для нашего города и области. Я думаю, что и для нашей страны, по сути, это одна из немногих отраслей, которая жива. Более того, существует еще и мультипликативный эффект - стройка обеспечивает работой заводы ЖБИ, кирпичные заводы, металлоперерабатывающие, транспортные предприятия, стимулирует производство отделочных материалов, мебели. Новые квадратные метры в городе дают жизнь энергетикам, меняют городскую среду. По разным оценкам, один человек, работающий в строительной организации, обеспечивает работой от 5 до 7 человек в других смежных отраслях, не считая работников непрофильных отраслей (риэлторы, журналисты, рекламные предприятия). Посчитайте, сколько людей останется без работы, в случае, если разорится строительный бизнес. Насколько уменьшится сбор НДФЛ, который является одним из основных источников дохода городского бюджета, да и областного тоже! А это - заработная плата учителей, врачей... Поэтому, при проведении каких-либо реформ в этой отрасли, принцип «не навреди» не менее важен, чем для врача. Подвергать шоковой терапии нужно те отрасли, которые «лежат на боку». Те отрасли, которые живы и позволяют жить бюджету, нужно беречь и проводить реформы крайне осторожно - как операцию на сердце.

 Тем не менее, последние инициативы правительства способны загубить строительную отрасль на корню. По сути, сам 214-й федеральный закон неплохой. Он, конечно, не решил всех проблем, но одну из самых важных решил однозначно - ушли в небытие двойные продажи, в связи с необходимостью государственной регистрации договоров долевого участия. Минусами закона явилось то, что он, допуская контроль над расходованием средств дольщиков региональным контролирующим органам, не делает эту процедуру обязательной и не прописывает механизмы воздействия на недобросовестных застройщиков. Понятно, что были сбои. Понятно, что появлялись обманутые дольщики. Но это, скорее, упущение местных властей и фискальных органов, и, в меньшей степени - пробелы в законе. Но, тем не менее, 214-й федеральный закон дважды подвергался изменениям.

Последние изменения, которые произошли в связи с принятием ФЗ № 236 от 13.07.2015 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" значительно ужесточили требования к страховым компаниям, которые занимаются страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору долевого участия. Согласно нормам федерального закона, Центральный банк РФ составил и опубликовал список страховых организаций, соответствующих требованиям, предъявляемым 214-м ФЗ. В перечне оказалось всего 16 страховых компаний. В список не вошли компании, которые ранее в совокупности страховали более 80% застройщиков.

Только две компании из этого списка заявили о своей готовности принимать документы. Нежелание страховщиков выходить на этот рынок было обоснованно огромными страховыми выплатами, которые могут наступить в случае ненадлежащего выполнения застройщиками своих обязательств. И, поскольку прием средств по ДДУ был остановлен, строительство на большей части объектов было также остановлено почти на полтора месяца. Мы предлагали введение дополнительных механизмов для контроля застройщиков, проведение ежеквартального аудита. Обращение застройщиков, депутатов и чиновников разных уровней в Министерство строительства возымело какой-то странный эффект. В правительстве созрел еще один документ - о внесении изменений в 214-й ФЗ, который, если прямо и не отменяет договора ДДУ, то делает этот путь трудным и тернистым. Предлагая взамен всевозможные механизмы контроля банками - в частности, открытие эскроу счетов. Подобные меры, однозначно сократят строительную отрасль в разы с теми последствиями, про которые я говорил выше, увеличат армию обманутых дольщиков и приведут к существенному удорожанию себестоимости строительства жилья. Закон пока еще окончательно не принят Государственной Думой, я знаю, что у нас появились сторонники и надеюсь, что Государственная Дума не допустит принятие документа, который вызовет коллапс в строительной отрасли!

- Правительство области работает над ключевым для региона документом - программой реиндустриализации. Предполагается, что работа над итоговым вариантом программы реиндустриализации продлится еще около двух месяцев. А в январе 2016-го его вынесут на рассмотрение областного законодательного собрания. Дайте вашу оценку этому проекту.

- Я за последнее десятилетие уже не одну программу читал, каждая из них принималась с такой помпой, что люди уже не верят. Мне непонятен сам термин "реиндустриализация". Получается, что мы собираемся восстанавливать то, что было утеряно? Но нам не восстанавливать нужно, а создавать новую, современную промышленность, с использованием новых технологий, и, главное, на современных управленческих моделях. Авторы же программы поступили традиционно – прикинули потенциальные возможности региона и прописали набор хотелок. Но, давайте возьмем, к примеру, село, как его "реиндустриализировать"? Стоимость одного комплекса на 2,5-3 тысячи голов КРС – от трех миллиардов рублей. У кого есть такие деньги, кто задумался о переработке и сбыте, кадрах, земле? Но при этом разработчики программы упускают из виду, что 300-400 тысяч трудоспособного сельского населения, обладающего, кроме того, производственными площадями – стайками и сараями, у которого есть большие огороды, выпасы на околице, сидит без работы. Если мы вспомним советский опыт и дадим на каждое подворье по паре коров, десятку поросят, обеспечим их кормами, а потом селяне рассчитаются с нами мясом, мы за пару лет увеличим в два-три раза производство молока и мяса. Но для этого нужно будет поддержать племенные хозяйства – скот-то где-то нужно брать, производство современных кормов – наука сегодня имеет такие технологии, переработку и, главное, систему реализации продукции в городе, в магазинах шаговой доступности, без посредников и диктата сетей. Обратите внимание, это цепочка понятных, монетизируемых, пошаговых логических действий, имеющих реальный экономический эффект, но главное – ведет к существенным социальным преобразованиям на селе.

А что у нас в программе? – Увеличить, углубить, улучшить. Кто и на какие средства будет это делать?

Или возьмем, к примеру, фармкластер. Не нужно убеждать ученых и предпринимателей "реиндустриализироваться". Там нужно решить правовые вопросы, снять административные барьеры и тогда отрасль получит мощнейший толчок к развитию. Предприниматели говорят: деньги у нас есть, только не мешайте. Так ведь, мешают.

Я считаю, в программе должны содержаться не списки объектов, которые нужно построить, а точечные, ювелирные управленческие решения, которые приведут к росту. Этого, к сожалению, нет.

- Расскажите о том, что вы считаете ключевыми проблемами региона. Наверняка за годы работы вы сумели сформировать свое видение того, чем следует заняться в первую очередь для улучшения качества жизни людей.

- О ключевых проблемах региона я уже упомянул. Если говорить более подробно, я бы разделил их на две группы: универсальные и специфически-региональные. Все, что касается развития экономики – промышленности, сельского хозяйства, современных инновационных, высокотехнологичных направлений, решается, увы, не на региональном уровне. Для решения универсальных проблем нудны всего два условия – доступные ресурсы и адекватное, эффективное администрирование. В Новосибирской области есть все возможности и предпосылки для технологического рывка, но механизмы, в том числе, правовые, находятся в руках правительства и Государственной Думы.

К специфическим проблемам я бы отнес диспропорции в городском развитии. Новосибирск – немаленький город, это огромный урбанистический механизм, в котором сейчас имеется главное противоречие – между его "содержанием" и инфраструктурой. Существующие сети, транспортные каналы, система расположения социальных объектов и др. не в состоянии обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие города. Нужны новые транспортные развязки, не менее пяти станций метро, школы, поликлиники, производственные мощности по утилизации мусора, коммунальные сети… Ни у города, ни у области на решение этих проблем средств нет и, в современных условиях, в том числе, из-за нынешней системы межбюджетных отношений, не будет.

Обязанность государства, региональных, муниципальных властей не мертворожденные программы придумывать, а создавать условия для развития. Я опять за примером в село предлагаю отправиться. Сейчас думают, где найти средства на модернизацию и развитие переработки, внедрение современных технологий кормопроизводства. Не нужно их искать: будет сырье и сбыт, будет и переработка, бизнес в очередь встанет, чтобы построить заводы. Строительная отрасль уже пережила такое – появился платежеспособный спрос со стороны населения, были внедрены механизмы ипотеки – увеличилось строительство жилья, появились новые технологии, архитектурные решения. Таким образом, бизнес без программ и стратегий сам отреагировал.

Это миф, что России сегодня не хватает денег и ресурсов. Все это есть в стране, главное – есть высокое качество человеческого капитала (пока еще). Чего нет? – Современных управленческих механизмов, институциональных решений, системных подходов.

- Ваш выход из "Единой России" произвел впечатление разорвавшейся бомбы. В нашем политикуме не принято уходить из партии власти в свободное плавание. Как вы пришли к такому серьезному решению?

- Почему я вышел из "Единой России"? Для начала нужно объяснить, почему я вступил в партию. Это было в то время, когда страна только начала подниматься с колен, после реальной угрозы распада, до которой Россию довели либеральные правительства Ельцина и созданный им олигархический режим. Страну возглавил Владимир Путин, уже первые шаги которого продемонстрировали, что Россия обрела адекватного, энергичного лидера, который сразу же стал предпринимать усилия по ее консолидации, наводить порядок. Исчезли долги по зарплате, стало развиваться производство, строительство… Партия "Единая Россия" в то время создавалась людьми, решившими оказать поддержку этим позитивным изменениям и лидеру страны. И я вступил в партию именно с этой целью.

Я не нуждался в поддержке партийных структур – как одномандатник я и до вступления в партию, и сейчас набираю достаточно голосов своих избирателей. Наоборот, все это время я оказывал поддержку партии – ее членам, проектам, начинаниям. Но произошло то, что часто случается с политическими организациями, что погубило в свое время КПСС. "Единая Россия" стала превращаться в неповоротливую бюрократическую структуру, внутри нее выделилась каста неприкасаемых, преследующих свои личные или бизнес интересы, с помощью партийных механизмов. Все чаще и чаще при принятии решений, предлагаемых исполнительной властью, партийцы стали голосовать, руководствуясь не своей совестью, а какими-то «интересами», в том числе, личными. Когда я начинал задавать вопросы, зачем вы голосуете за неправильные решения, зачем поддерживаете непроработанные предложения городской исполнительной власти, ведь они приведут к негативным последствиям, а многие из них приняты в интересах конкретных чиновников, стоящих у кормушки, мне отвечали – так надо.

Ну все, хватит, решил я. Когда я объявил о своем решении покинуть ряды "Единой России", я объяснил свои товарищам, коллегам, с которыми, кстати, сохранил хорошие, конструктивные отношения: я по-прежнему, поддерживаю лидера нашей страны, все шаги федерального центра, направленные на укрепление и развитие России. Но я не хочу, и не буду служить удовлетворению интересов кучки партийных бюрократов, заключивших "союз" с группой чиновников. Я хочу по-прежнему работать для своих избирателей, для своей страны.

Вячеслав Илюхин родился в городе Новосибирске в 1967 году.Окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права по специальности менеджмент организации.С 1989 по 2002 года прошел путь от штукатура-маляра до директора строительной фирмы. С 2002 года по 2012 год занимал должность директора МОУ дополнительного образования детей центра внешкольной работы культурно-спортивный центра "Пашинский". С июня 2009 года занимает пост президента НП СРО "СРП". С февраля 2013 года назначен председателем Совета директоров ГК "Стрижи".

В 2005 году впервые был избран депутатом городского Совета Новосибирска. В мае того же года стал председателем комитета по градостроительству. Продолжал работу в горсовете с 2005 по 2015 год, являясь депутатом четвертого и пятого созывов. В сентябре 2015 года вновь избран депутатом городского Совета депутатов Новосибирска. Является членом комиссий по градостроительству и по городскому хозяйству. Не входит в депутатские объединения. Женат, воспитывает двоих детей.

Награжден памятной медалью губернатора Новосибирской области "За вклад в развитие Новосибирской области", памятными знаками "За труд на благо города" в честь 115-летия и 120-летия со дня основания города Новосибирска. Поощрен благодарственными письмами Совета депутатов Новосибирска, почетной грамотой и благодарностью губернатора Новосибирской области и др.

Ставропольский край (выбран сейчас)
Россия
Россия Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Москва Московская область Мурманская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.