Поиск по сайту

Русские не гости на Кавказе

Цель данного очерка - на основе широкого круга научных источников доказать (подтвердить!) факт того, что этнические русские люди и их предки являются не "гостями" на Кавказе, а одними из самых древнейших обитателей Кавказа.
Категория — Статьи и мнения
Опубликовано 7 марта 2014

Цель данного очерка - на основе широкого круга научных источников доказать факт того, что этнически русские люди и их предки являются не "гостями" на Кавказе, а одними из самых древнейших обитателей Кавказа. Многочисленные материальные  и архитектурные артефакты, свидетельства древних летописцев, путешественников и современных авторитетных историков и археологов, культорологический обзор и последние  данные генетических наблюдений убедительно подтверждают это.   

Археологические исследования, проведенные на территории КМВ в 20 веке и начале 21 века, показали, что данный период издавна служил местом пребывания разных народов и племен. 12-40 тысяч лет тому назад в гротах и пещерах окрестностей Кисловодска проживали древние люди. Уже в новокаменном веке – неолите появляются более или менее оседлые поселения, а это ни мало не много 8-5 тысячелетий до новой эры. Племена, обитавшие в этих благодатных местах,  от собирательства и охоты переходят к земледелию и скотоводству. Каменные орудия становятся более совершенными и искусно обработанными. Такие каменные изделия были найдены у горы Змейка, на Константиновском плато у села Бородыновка, на горе Бештау и в других местах.  

Археологами были также обнаружены следы поселений эпохи энеолита (4-3 тысячелетие до н.э.), когда в обиход входит использование медных изделий, а общественные отношения характеризуются установлением родового строя. Данные поселения, где жители занимались охотой, скотоводством и мотыжным земледелием, обнаружены в районе Замка коварства и любви вблизи Кисловодска, к этому же времени относятся и наиболее ранние ямные захоронения, вскрытые в курганах Пятигорья. Особенно густо заселенной территория Кавказских Минеральных Вод становится со второй половины третьего тысячелетия до нашей эры, когда на Северном Кавказе господствовала так называемая майкопская культура, характеризующаяся высоким уровнем металлообработки, появлением бронзовых изделий, изобретением гончарного круга.  Исследованные учеными курганные могильники, встречающиеся в большом количестве по водоразделам рек Кисловодской котловины, у станции Бештау, в районе Белого Угля, позволили определить и исследовать многочисленные предметы погребального инвентаря. Покойников в загробный мир сопровождали глиняные сосуды, медные котлы, различные украшения, среди которых были и золотые и серебряные изделия. В начале и первой половине второго тысячелетия майкопская культура (по необъяснимым пока причинам) уступает место более примитивной пастушеской и пастушеско-земледельческой. Но в то же время при изучении внутрикурганных конструкций отмечается широкое использование  камня для выкладки кромлехов, стен, гробниц, погребальных ящиков. Найдены также в захоронениях бронзовые ножи, кинжалы, каменные топоры и даже остатки повозок.    

С начала 14 века до н.э. на территории Северного Кавказа формируется Кобанская культура, названная так по имени аула Уолла-Кобань (Верхний Кобан), расположенного в ущелье  реки Гизельдон современной Северной Осетии. Здесь был найден в могильнике клад бронзовых боевых топоров с двойным изгибом, с чеканкой и гравировкой в виде различных животных. Много было и серебряных изделий, особенно впечатляют чаши из драгоценного металла. Близ станицы Боргустанской был найден клад, большое количество бронзовых серпов и топоров. Поселения кобанской культуры были широко распространены на все территории бывшей Терской области и современного Ставрополья.     

Огромное значение имело открытие во втором тысячелетии  до н.э. так называемого сыродувного способа получения железа  из, руды. Началась эпоха оружия и орудий земледелия из железа, что в корне изменило многотысячелетние устои родового  строя, усиливается товарообмен  между народами, идёт быстрое имущественное расслоение  общества. В начале первого тысячелетия до н.э. вся степная полоса Евразии заполняется военизированными союзами родственных по происхождению племён, относимых  многими учёными к полумифическим  киммерийцам.      

Здесь же, включая и территорию Ставрополья, пасутся огромные стада крупного рогатого скота, табуны лошадей, отары овец. Поселения и некрополи этого периода имели широкое распространение на территории Кавказских Минеральных Вод, при раскопках которых  археологи находили железные и биметаллические мечи с характерными бронзовыми рукоятками с гробовидным навершием, составляющие своеобразный набор вооружений всадников - киммерийцев.    

В 160-180 годах  работавший в Александрии Клавдий  Пталомей  выпустил "Руководство по географии" в 8 томах. На его карте показаны были страны от Канарских островов и Исландии на западе до Восточной  Азии на востоке и от Скандинавии (которую тогда считали островом) на севере до озера Чад на юге. В своих книгах он описывает предгорья Бештау, упоминая, что здесь на тучных пастбищах выращивались прекрасные породы лошадей.    

А потом, начиная с 8 века до н.э. на степных просторах появляются скифы, впоследствии образовавшие сильное военизированное государство. Огромные курганы, насыпанные над захоронением скифской знати, стали характерной деталью степей  Предкавказье, в среднем течении реки Кубани. Столицей сарматов был Урпа в районе Маныча.     

Скифы занимают особое положение в историческом развитии и этногенеза не только Кавказа, но и всей России. О факте активной деятельности скифов на Северном Кавказе в VII в. до н.э. свидетельствуют как местные, в которых появляются черты скифской культуры, так и собственно скифские памятники. Вместе с тем, следует отметить, что некоторые исследователи настаивают на омоложении скифских памятников до VI в. до н.э., относя закрепление скифов на Северном Кавказе к периоду после окончания их переднеазиатских походов (Туаллагов А.А.).     

Самая ранняя письменная информация о скифах известна из сочинений античных авторов (Геродота и др.) и археологических раскопок, проводимых на территориях от низовий Дуная до Тувы.     По мнению известного исследователя Рыбакова Б.А. "Сколоты – славяне 7–3 веков до нашей эры" Сколоты- самоназвание приднепровских скифов, земледельцев-праславян, по-видимому, предшественников восточнославянских племен, из которых впоследствии сформировался русский народ. Название «сколоты» встречается у греческого историка Геродота и относится к V в. до н. э. Записанная Геродотом (5 век до н.э.) легенда позволяет перевести слово сколоты как «потомки Солнца». Сколоты умели строить крепости и обрабатывать железо. В VII в. до н. э. сколотский племенной союз вошел как автономная единица в обширную федерацию, условно называвшуюся Скифией (Энциклопедия "Русская цивилизация").     

Указание на то, что сколоты являлись частью скифских племен прослеживается в широком круге авторитетных  исторических источников.      

Курганы царей, знатных скифов - это огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м. Большинство их расположено в Нижнем Приднепровье, недалеко от городов Никополь и Каховка, но они есть в Крыму, Приазовье и на Нижнем Дону. Наиболее знамениты из них Чертомлык, Солоха, Куль-Оба, Мелитопольский, а также Гайманова могила и Толстая могила, исследованные лишь в 1969-1971 гг.    

Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца - входа и коридора с подземными нишами - камерами для покойников. Знатных скифов хоронили в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу знатных воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), оправленном золотой пластиной, панцири, пояса, шлемы. В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В больших бронзовых котлах оставляли пищу для покойников - часть туши лошади или коровы".     

"Скифы, как известно, отличались воинственностью, мужеством в бою и целенаправленностью. Для них победа на поле боя была важнее всего. Именно поэтому они, как правило, наводили страх на своих врагов. Страх, который внушали скифы, описан даже в Библии. В ветхозаветной книге пророка Иеремии о скифах говорится как о Божьем Биче: "Вот, я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, – говорит Господь, – народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, все они – люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, … разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься". О храбрости скифов в бою с врагами писали уже античные авторы. Скифы действовали быстро, решительно, не боясь смерти. Для них, как подчеркивалось выше, важнее всего было добиться победы любой ценой, в том числе и ценой собственной жизни. В бою они орудовали мечами, копьями и секирами. В рукопашных боях скифы особо отличались, и многие их враги, как правило, опасались сходиться с ними лицом к лицу. Однако было бы не совсем объективно и справедливо объяснять многочисленные победы скифов в боях исключительно их храбростью и решительностью. Известны скифские полководцы, которые обладали не только храбростью, но и полководческим талантом. Примеры изобретательности и хитрости скифов в бою вошли даже в учебники военного искусства" (Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. – Владикавказ, 2000, с. 29.).    

Мнение некоторых исследователей о том, что скифы (сколоты) являются более родственным народом грекам, а не славянам можно считать неаргументированным и нелогичным, так как у самих древнегреческих писателей (в т.ч. Геродота) дается прямо противоположная картина – указывается, что скифы – это сколоты (т.е. славяне).  Очевидно, "прогречесская теория скифии"  является разновидностью так называемой норманнской лжетеории, суть которой уменьшить значимость этнически славянского народа в истории и современной цивилизации. Приводить "скифию" к греческим истокам можно лишь (и то осторожно) с точки зрения, того что так называемая крито-микенская культура и этрусские культура имеет некоторое (пока весьма слабоизученное) отношение к праславянам, а значит и к скифам (сколотам). Об этом прямо говорят нам и наличие материальных артефактов (фесский камень (диск), Секира из Аркалохори), и внутренне единство языковых пластов.    

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э.      

Ареал расселения скифов весьма обширен (по широкому набору найденных артефактов от Дуная до Сибири).  

Что касается конкретно Северного Кавказа то обследование памятников архитектуры в Ингушетии и Чечне показало, что они труднодоступны, малоизвестны и плохо изучены. По мнению известного современного исследователя В.Кузьмина, опубликованному  на портале "Наука и жизнь" -  "Особый интерес вызвали петроглифы - плиты с рельефами, которые вставлены в кладку стен боевых и жилых башен, построенных в XVII-XVIII веках. Изображены на плитах геометрические фигуры, спираль, встречается и свастика - древний символ вращающегося Солнца".    

Все попытки объяснить, как попали на Кавказ плиты с рельефами - петроглифы, - носят в основном умозрительный характер. Сколько людей, столько и мнений. Знакомство с литературой показало, что исследовательская мысль пошла здесь простейшим путем: если петроглифы обнаружены на   башнях современной Чечни, значит, они вайнахские (вайнахи - предки чеченцев и ингушей). Однако большой исторический и профессиональный  опыт архитектора-реставратора заставил некоторых ученых усомниться в этом: все петроглифы использованы повторно как подручный строительный материал и украшение. Они явно древнее башен.     Какой-то древний народ некогда построил здесь захоронения-мавзолеи, а может быть, и святилища. Их разрушили вайнахские беженцы, пришедшие на постоянное жительство в горы в XVII-XVIII веках.     

Встает важный исторический вопрос - какому народу принадлежат эти петроглифы? Ряд ведущих исследователей считает что скифам. Однако сразу же возникает научная интрига. Геометрические рисунки, обнаруженные на плитах, характерны для тех древних народов, которые исторически "не доросли" до письменности и искусства. Письменности у скифов действительно не было обнаружено, и во многом это объясняется тем, что скифы вели скорее кочевой образ жизни. А вот по поводу искусства - большой вопрос! Скифы вошли в историю как создатели великолепного по пластике "звериного стиля". ("Звериный стиль" - это особый разговор, и о нем позже.)    

И тем не менее выбор в пользу скифов имеет свои аргументы.     

Близ селения Карт в горной Ингушетии сохранилась постройка с циклопической кладкой стен. Само название "карт", обозначающее укрепленное укрытие для скота (в осетинском - "карт", в грузинском - "карта"), по мнению известного востоковеда и лингвиста В. Абаева, "является наследием скифо-сарматов". Размеры сооружения в плане довольно внушительные, примерно 20 на 20 метров, высота и толщина стен - около метра. В южной стене - большой проем, который загораживался, видимо, жердями. Валуны, покрытые рыжим мхом, говорят о древности кладки. Недалеко отсюда, близ современного селения Лейми, еще одно такое же сооружение.    

Существуют достаточно аргументированные сведения о том, что скифы (сколоты) существенно повлияли на  культуру многих современных кавказских народов и этносов, а с некоторыми из них так сильно интегрировались и взаимно ассимилировались, что можно говорить о том, что скифы (сколоты) стали родоначальниками многих этнолингвистических платформ. Так, например, «история зафиксировала существование сарматского племени Dandarii. Это название переводится с осетинского языка как "держащие воду", "живущие по реке". В осетинском языке слово don (дон), как известно, означает "вода", "река", слово daryn (дарун) переводится как "держать". Думаю, что такие сходства трудно отнести к разряду случайных. А ведь сарматское племя Dandarii, согласно сведениям Плиния и Тацита, жило по нижней Кубани. Таким образом, становится понятным и название и занятие этого сарматского племени. Еще более убедительными представляются аргументы в пользу перевода с осетинского языка названия другого известного сарматского племени – роксоланы. По мнению В.И. Абаева, "роксоланы" переводится с осетинского языка как "светлые аланы" так как, осетинское слово roxs – рохс (рухс) переводится как «светлый». В этой связи уместно напомнить, что жену Александра Македонского звали Роксана. Как известно, она была из Бактрии, т. е. оттуда, где жили иранские (индоевропейские - дополнено мною) народы. По мнению некоторых исследователей, это имя в переводе с осетинского означает примерно то же самое, что русское женское имя Света – Светлана. Так же легко переводятся с осетинского языка названия других сарматских племен. "Аорсы" в переводе с осетинского языка означает "белые" (ors)" (Валерий Дзидзоев. Скифы на Кавказе).      

Можно сказать, что следы скифского влияния видны в культуре  и на территории проживания многих современных кавказских народов. Справедливости ради надо отметить, что скифских захоронений в горной Ингушетии пока не найдено. Правда, по откровению самих археологов, там никогда и не копали. Под менгирами (камни, вкопанные вертикально в землю, высотой обычно 4-5 метров) вполне возможны захоронения, но внимания археологов они пока не привлекли. Единственным раскопанным селением называют Цеча-Ахк на реке Фортанге. Это среднегорье. Там искали вайнахские захоронения, а нашли аланские. Объяснить этот парадокс не смогли. Так что у археологов здесь непочатый край работы.    

В 1966 году археолог В. Марковин раскопал курган у Пятигорска. Под землей оказалась трехвитковая спираль диаметром 18 метров. В центре - главное погребение. В аккуратно выложенную камнями спираль вписаны еще четыре могилы. Это похоже на изображение иерархии древнего общества. Так могли располагаться шатры людей на стойбищах: в центре - вождь, а далее - другие, по мере убывания их социального и военного статуса. Не является ли спираль на петроглифах своебразным отображением иерархии скифского общества – задается справедливым вопросом известный исследователь-историк В.Кузьмин. Но, как  и главное когда и откуда скифы попали на Кавказ?     

Можно предположить, что под давлением более сильных и агрессивных кочевников скифы вынужденно ушли в горы. Древнегреческий географ и историк Страбон писал о Закавказье: "Равнину населяют те из иберов, которые более занимаются земледелием и склонны к мирной жизни, снаряжаясь по-армянски и по-мидийски, а горную часть занимает воинственное большинство, в образе жизни сходное со скифами и сарматами …" Известный советский лингвист Н. Марр полагал, что скифы участвовали в сложении народности колхов (древнегрузинских племен), известных грекам с VI века до н. э., когда они осваивали побережье Колхиды. Осетинские исследователи считают, что одна из волн миграции скифов проходила через перевалы Осетии в Колхиду. От многочисленного когда-то народа остались осколки, которым вернуться "к отеческим гробам, к родному пепелищу" не позволили - все земли там были к тому времени уже заняты.    

В. Абаев увидел наследие мотивов скифского быта в осетинском героическом эпосе "Сказания о нартах", который окончательно сформировался ко времени татаро-монгольского нашествия, к 1238 году. В частности, обычай хоронить коней, набивая их туши соломой.    

Свастика с незапамятных времен была одним из ведущих символов ариев, то есть ираноязычных народов. Историк Т. Гуриев по этому поводу пишет: "Культ солнца у скифов является наследием арийского и даже индоевропейского времени. У многих родственных народов солнечные мотивы были со временем ослаблены, подверглись значительным изменениям, скифы же сохранили их в "чистом виде", о чем можно судить по работам древних писателей, археологическим материалам и т.д. Графическое изображение бегущего солнца, дошедший из глубин веков знак свастики, орнамент в виде концентрических кругов, изображение солнца на культовых объектах и предметах быта характерны для скифского искусства и свидетельствуют о том, что поклонение главному светилу пронизывало все стороны жизни скифов".    

Скифы - один из немногих народов Древнего мира, который удостоился ореола таинственности. Были и другие "великие" кочевники, но они не оставили после себя ничего, кроме памяти о великом зле. Скифы – иной случай. "Золото скифов" - тот бесценный пласт в мировой культуре, который не дает покоя умам ученых мужей. О скифах некогда писали их просвещенные современники, пишут и сегодня, не жалея чернил и бумаги, у нас и за рубежом. Каждый оговаривается, что вопросов больше, чем ответов, и все ответы гипотетические.     

Скифы, видимо, первые обитатели Северного Кавказа, памятники археологии которых имеют национальную идентификацию. До скифов памятники археологии идентифицировали по географическому месту и называли по имени археологической культуры (майкопская, куро-аракская, кобанская и т.д.). Определить принадлежность скифам того или иного памятника археологии помогли, прежде всего, письменные источники древних авторов. Памятников архитектуры скифы не оставили. По Геродоту, "у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища - в кибитках".     

Обитали скифы, согласно Геродоту, на территории между реками Истр (Дунай) и Танаис (Дон). Северная их граница проходила по южным областям России.     По Брокгаузу и Ефрону, "государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти". Важнейшие атрибуты государства - власть и право.    

Понятие "государство" применимо только к оседлому населению, ибо кочевники не могут создать государство (в полном смысле этого слова) в принципе. Военный союз кочевых племен ("военная демократия", по Марксу) возникал только в случае внешней опасности или для грабительских походов. Такой союз, явно временный, считаться государством никак не может. Историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах-кочевниках: "Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что попадает на пути".  

Таким  образом, остро стоит вопрос о том, каким образом скифам (сколотам) удалось создать настолько высокоорганизованную военную силу, оставить наследие в виде чрезвычайно интересных и высокопрофессионально сделанных материальных артефактов, ювелирных украшений, оружия, колесниц и т.д.?  В связи с этим прямо напрашивается вопрос о существовании территории-плацдарма древних скифов, территории где существовала возможность скифам создавать те высокохудожественные артефакты и огромное количество оружия, которое мы можем созерцать в центральных музеях России.    

По мнению Туаллагова А.А. спор исследователей о существовании царства-плацдарма скифов на Северном Кавказе представляется несколько условным. Наиболее вероятно, что здесь не существовало некоего единого "царства", а сложилось несколько объединений кочевников, видимо, отличавшихся и различной степенью централизации верховной власти. Где-то в Закавказье (возможно – написано мной) находилась другая контролируемая скифами территория, которая могла менять свои границы. Она служила опорной базой скифам (сколотам) для непосредственного проведения боевых действий, концентрации действовавших и прибывавших боевых отрядов, формирования инфраструктуры для производства металлических изделий. Именно она и могла быть обозначена в ассирийских источниках как "царство скифов".     

Применительно этого направления рассуждений можно вкратце упомянуть легендарную Азовскую или Таманскую Русь, которую теоретически некоторые исследователи отождествляют с  Артанией. Вот что пишет  Иловайский Д.И. в своей книге Начало Руси ("Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю") / Д. И. Иловайс­кий.     

"Существование Азовской или Таманской Руси объясняет нам упоминаемые арабами походы руссов на Волгу и в Каспийское море в 913 и 944 гг. — походы, наделав­шие много шуму на Востоке, но о которых русская лето­пись ровно ничего не знает. Эти походы естественнее всего приписать Руси Тмутраканской, а не Киевской (а тем менее Скандинавской). Укажу еще на известие Истахри, повторенное у Ибн-Хаукала, о том, что Русь со­стоит из трех племен: первое, царь которого живет в городе Куяба; второе, называемое Славия, и третье Артания, царь которого живет в городе Арте. Куяба или Кутаба это, конечно, Киев; под именем Славии с достоверностью разумеют Новогородскую землю; но Артания ставит толкователей в большое затруднение. Некоторые ориенталисты пытались выпутаться из него с помощью мордовского племени Эрза или Эрзяне и город Арта оказывался не что иное, как Арзамас (Френ). Другие пытались из Артании сделать Биарманию или Биармию (Рено). А между тем арабские географы постоянно помещают Руссов между Хазарией и Румом (Византией); чему совершенно не соответствует северная полоса России. В данном случае Истахри прямо говорит, что Арта находится между Хазаром и Дунайским Болгаром. Мы думаем, что нет нужды отыскивать особое русское пле­мя в глубине мордовских лесов или на далеком севере, и предлагаем третью догадку, а именно: Арта и Артания суть греческая Таматарха, русский Тмутаракан. Это мес­то арабских источников будет для нас тем замечатель­нее, что тут ясно разделяется Русь Киевская от Руси Черноморской и Северной, тогда как во многих других случаях у Арабов Русь Днепровская и Черноморская очевидно смешиваются и тем затрудняется понимание текста. Точно так же у них смешиваются иногда в одну две Болгарии, Волжская и Дунайская; отчего так же про­исходит немалая путаница. Тмутракань объяснит нам и упоминаемый Арабами какой-то остров, обитаемый Ру­сью, окруженный озером, покрытый лесами и болотами, нездоровый и сырой (Ибн-Даста и Мукадеси). Много было догадок насчет этого непонятного острова: его тол­ковали и Данией, и Скандинавией, и какими-то Волжс­кими островами, и наконец просто считали его выдумкою. Нам кажется, что вопрос будет ближе к решению, если мы под этим болотистым нездоровым островом признаем Тамань. (Может быть, тогда объяснится и "остров Русия", упоминаемый у Истахри.) Тмутраканская Русь может объяснить и те известия у Арабов, где ста­вится Русь отдельно от Куябы (напр., у Ибн-Фадлана говорится о привозе разных вещей в Хазарию из Руси, Булгара и Куябы). Вообще Арабы ближе были знакомы собственно с Азовско-Черноморскою Русью, нежели с какою-либо другою".     

Следует сказать и несколько слов о генетической составляющей нашего этнографического анализа. Не так давно достоянием научной общественности стали результаты генетического исследования останков представителей древнего индоевропейского населения Сибири. Учеными были исследованы 25 костных фрагментов, относящихся к четырем древним культурам – андроновской, карасукской, тагарской и таштыкской, которые существовали на территории современного Красноярского края с третьего тысячелетия до н.э. по четвертый век н.э. Цель исследования заключалась в том, чтобы по аутосомным генам определить цвет кожи, волос и глаз людей. Это удалось сделать для 23 из 25 образцов. Оказалось, что, по меньшей мере, 60% исследованных лиц имели светлые (голубые или зеленые) глаза. Вывод ученых: "фенотип большинства древних образцов имел типичную светлую европейскую пигментацию, по всей видимости, им были присущи черты типичного европейского пигмента, т.е. глаза голубого или зеленого цвета и светлые волосы и кожа, и они, вероятно, имели индивидуальное европейское происхождение". (Петр Золин. Подсчёты обязательно сверять натурой).     

В том же исследовании гены из 25 костных останков были сравнены с образцами генов европейцев, азиатов и африканцев. Оказалось, что 22 лица имели европейское происхождение, 2 – азиатское и 1 – промежуточное между европейским и азиатским. Ранее те же останки были исследованы с целью определения их мужской гаплогруппы (Y-хромосомы). Это удалось сделать для 18 образцов. 17 из них относились к индоевропейской гаплогруппе R1a1, а 1 – к азиатской гаплогруппе С. Таким образом, очевидно прямое соотношение между индоевропейской мужской гаплогруппой R1a1, европейскими аутосомными генами и светлой пигментацией.    

Новейшие генетические исследования подтверждают то, что уже давно известно по описаниям древних авторов и физическим останкам носителей индоевропейских культур Сибири. Начало антропологическому изучению тагарского материала положено в конце прошлого столетия. В работе 1898 г. о погребальных масках и обряде трепанации, распространенном в Минусинской котловине в эпоху раннего железа, сотрудник Минусинского музея К.И. Горощенко, прошедший антропологическую подготовку в Москве под руководством Д.Н. Анучина, поместил некоторые данные о тагарских черепах из раскопок А.В. Адрианова. К.И. Горощенко не обнаружил никакого сходства между черепами из Минусинской котловины и черепами "брахицефальных тюрков", т.е. представителей центральноазиатского типа. Зато отмечается близость исследованных им серий к черепам из курганов Московской губернии.    

В работе исследователя Теплоухова (1929) мы находим более конкретные указания. Автор отмечает, что носителей тагарской, афанасьевской и, как он полагал, также карасукской культуры объединяют общие черты физического типа, отсутствующие в современном населении данного района. Эти черты позволяют отождествить создателей древних минусинских культур с голубоглазыми и белокурыми народами, обитавшими, по свидетельству китайских летописей, к северу от Китая. В 1931 г. вышла статья Г.Ф.Дебеца, материалом для которой послужили 90 мужских черепов тагарской культуры, измеренных по современной программе. Основываясь на морфологии лицевой части тагарских черепов, Г.Ф. Дебец констатировал принадлежность тагарского населения к европеоидной расе. Сходное направление эволюции этого древнейшего типа ("протоевропейского" или "кроманьонского в широком смысле термина") констатировано и в Восточной Европе, где скифские черепа, в общем близкие к черепам эпохи бронзы, отличаются от последних меньшей массивностью. Этот "смягченный” вариант протоевропейского типа определяется Г.Ф. Дебецом как "северно-европейский".    

Итак, исторические арии были северными европеоидами, которые в глубокой древности расселились с Русской равнины на восток – в Приуралье и далее в Сибирь, в земли, которые их иранская ветвь называла на своем языке "Арьяна Вэджа" (Арийский Простор). Здесь была изобретена колесница (самые ранние находки – в Кривом Озере и на Верхнем Тоболе в Челябинской области – ок. 2000 г. до н.э.). Пользуясь этим грозным оружием, часть ариев ушла отсюда на юг – на завоевание Персии, Индии и других стран. Та же часть, которая осталась в евразийских степях, позднее была поглощена тюрко-монгольскими племенами, вышедшими со своей прародины в Монголии и Северном Китае.     

Благодаря современным достижениям генетики мы можем определить, какие из современных популяций наиболее близки к древним ариям Сибири. С этой целью были исследованы аутосомные гены из останков скифа, похороненного на Алтае около 500 г. до н.э. Вывод ученых: "Возможность найти индивида с профилем STR скелета из Кызыла оказалась наиболее высокой в двух восточноевропейских популяциях (России и Польши). Вероятность обнаружения профиля STR скелета из Кызыла в этих двух популяциях в 10 раз выше, чем в других европейских популяциях, в 100 раз выше, чем в восточноазиатских популяциях и примерно в 100 000 раз выше, чем в индийских популяциях.     По этой причине нет причин удивляться образцово русской внешности скифов на их древних изображениях. А из этого, кстати, следует, в частности, что русское завоевание Сибири было, по сути, законным возвращением ариями некогда утраченных наследственных земель.     Тем не менее, возвращаясь к скифам (сколотам) на Кавказе можно сказать также и то, что растворившие часть  их в себе (вытеснившие?)  их аланы с первого века н.э. образуют на территории Северного Кавказа устойчивое государственное образование, просуществовавшее здесь вплоть до 13 века.    

Некоторые учёные считают, что в районе  Пятигорья произошло смешение алан с древнекавказским  населением и была образована полукочевая группа, не имеющая постоянных поселений. Историк того времени Аммиан  Марцеллин писал в 70-х годах четвертого века: « У них нет никаких  шалашей , нет заботы о хлебопашестве,…живут в кибитках….У них не видно не храмов не святилищ: они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный  меч и с благоговением поклоняются ему как  Марсу-покровителю стран, по которым кочуют….     

Они не имеют никакого понятия о рабстве, будучи все одинакового благородного происхождения. Почти все аланы  высоки и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей" (Михайленко В.И., Стативкин Э.В., Вышинский В.Н. Кавказские минеральные воды. Хронология 1803-2003 годы).    

В середине седьмого века на территории между Азовским и Каспийским морями, которая была в то время очень благодатным местом для развития скотоводства и земледелия, образуется мощное полиэтническое государство - Хазарский каганат, просуществовавшее  почти 300 лет и сыгравшее решающую роль в борьбе против арабских завоевателей. Хазарами для укрепления горный районов для укрепления горных районов Западного Кавказа, где были удобные перевалы через Главный Кавказский хребет, переселяется на Кубань и в район Кисловодска племя болгар, о чем свидетельствуют находки характерной керамики и следов кочевнических юрт в долине реки Эшкакон. На территории Хазарского каганата достаточно мирно уживалось христианство  и появившееся здесь мусульманство, но все резко изменилось к началу девятого века, когда официальной религией каганата становится иудаизм,  начинается  поголовное истребление представителей других вероисповеданий (Михайленко В.И., Стативкин Э.В., Вышинский В.Н. Кавакзские минеральные воды. Хронология 1803-2003 годы. Издательство «Вестник Кавказа», Ессентуки, 2003 г).    

По некоторым непроверенным  данным  на территории современной России об исламе впервые услышали в 651 году, когда город Дербент был штурмом взят арабами-мусульманами. В честь своей важной тактической победы они построили первую мечеть, которая не сохранилась до наших дней, так как была разрушена местными народами, обитавшими там  в то время.    

Исламизация местного населения в этот период была обусловлена не только военной экспансией арабов, но и причинами политического и экономического характера. В частности, Дагестан по своему географическому положению имел важное стратегическое значение, в случае захвата которого арабы окончательно искоренили бы участившие набеги с севера хазаров, государство которых к тому времени представляло растущую политическую единицу. В то же время по территории Дагестана проходили важные торговые пути, которые связывали страны восточной Европы с государствами передней и средней Азии.     

Нужно отметить, что арабские завоеватели встретили большое сопротивление со стороны местного населения Дагестана. Население г. Дербент (по-арабски Баб ал-аАбваба) в союзе с хазарами в 652-653 годах полностью уничтожили крупный отряд арабов, после чего захватнические войны последних арабов на Северном Кавказе были временно прекращены. Вообще следует учесть тот факт, что на протяжении практически всего первого тысячелетия Кавказ как географическая категория входил в состав Византийской империи, официальной религией которой являлось Православное Христианство. Во многом именно этим объясняется большое количество христианских святынь, памятников, монастырей на территории современного Кавказа (многие из них, к сожалению, не сохранились до наших дней).     

Забегая вперед, можно сказать, что в отличии от Дагестана, в других районах Северного Кавказа, в частности, например в Чечне и Ингушетии, распространение ислама начинается гораздо позже. Причиной этому было то, этого состояла в том, что вооруженные отряды арабов не доходили до этих районов, так как в северном направлении им путь преграждали народы, не спешащие принимать другую религию (например, православные казаки - возможно осколки скифско-сколодского наследия и языческая Чечня).    

Также безрезультатно заканчивается, деятельность арабских миссионеров на территорию современной Чечни. Основная же причина, которая препятствовала распространению ислама в Чечне и Ингушетии, заключалась в том, что долгое время здесь господствовал общинно-патриархальный строй, в то время как ислам представляет собой идеологию классового общества.  

  Поэтому в Дагестане, который раньше стал на путь развития феодальных отношении, ислам тоже раньше начинал распространяться и утверждаться гораздо раньше. Население Чечни и Ингушетии почти до конца 17 и начала 18 века считались идолопоклонниками.   

  И только с конца 16 века, благодаря деятельности мусульманских миссионеров, активно поддерживаемых Турцией (Османской империй), через Дагестан постепенно начинается вторжение и  проникновение ислама в Чечню. Могущество Османской империи достигло своего апогея в середине 16 веке и этим во многом объясняется усиление экспансии (в том числе вооруженной) на северные территории.  Кроме того, из-за того, что  Дагестан стоял на более высоком уровне развитие в аспекте феодальных отношении, дагестанские феодалы, использовали ислам как политическое оружие, с помощью которого распространяли свое господство на Чечню и Ингушетию. Позднее  (середина-конец 18 вв.) в самой Чечне появляются первые местные муллы. Россия на тот момент была достаточно сильно ослаблена возрастающей напряженностью и ведением разорительных войн на западном и северо-западном направлении, что во многом объясняет утрату религиозного и политического влияния на Кавказе.  

  Однако, возвращаясь к моменту появления ислама - уже с 10-13 веков фиксируются первый более-менее оформленный мусульманский анклав - Волжская Булгария. Весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств - русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.       

Однако, как независимое протогосударственное (преимущественно исламское) образование просуществовала недолго и  в  1241 году Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.     

После воссоединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была возвращена в  Российское  государство. С этого времени ислам становится религией достаточно значительного числа подданных российского монарха. Объясняется во многом это тем, что Православное Христианство, являющееся государственной религией, достаточно терпимо отнеслось к новой религии, появившейся на периферии своей территории, а политическое руководство России на протяжении всей истории пыталось воздействовать на умы малочисленных кавказских народов исключительно идеологическим путем, прибегая к насилию лишь в ответ на распоясавшийся бандитизм.    

История Северного Кавказа  тесно связана с русами-славянами, которые ещё задолго до 10 века образовали так называемую "Русь Азовскую-Русь Черноморскую" и жили на западе региона еще гораздо раньше образования широко известного русского Тмутараканского княжества (10 век). Русы (росы), или скалибы  (славяне по-арабски) часто организовывали походы в Прикаспийскую область. Жесткая религиозная нетерпимость правящей верхушки Хазарского каганата, когда истреблялись целые племена другой веры, вызывала восстания покоренных народов. Сюда прибавились и изменившиеся природные условия в виде поднятия уровня Каспийского моря и затопление благодатных пастбищ, которые пагубно повлияли  на ведение скотоводства. Каганат был ослаблен. И, наконец, военный поход киевского князя  Святослава в 966 году, когда им была разгромлена столица рабовладельческого Каганата город Итиль на Волге, пройдена с боями кавказская часть Хазарии, присоединены к Киевской Руси юго-западная оконечность Кавказа и Донская область с городом Саркелом, поставил последнюю точку в существовании некогда могущественного государства.    

"В 1117 году Тмутараканское княжество было разгромлено половцами. Часть руссов ушла в Пятигорье, образовав новое княжество Пятигорию (Пятигорские Черкасы) со своей христианской религией, где соседствовала с хазаро-болгарами,  расселившимися по правому  берегу реки Кубани и далее на восток вплоть до реки  Малки. Во времена монголо-татарского нашествия они подчинялись Золотой Орде, которая в то время терпимо относилась к разным религиям. В 1282 году татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа часть "Пятигорский Черкасов" и поручил им охранную службу в курском княжестве. Потом они образовали город Черкасы на Днепре. После принятия татарами ислама начинаются жестокие гонения на христиан, особенно во время правления хана Узбека. Хан облюбовал район Пятигорья для своей летней ставки. Русское население вынужденно было уйти частью на Терек, частью на Дон, а ещё гипотетически в Приэльбрусье, где тогда были благоприятные условия для проживания. Есть сведения, что в 1395 году Тимур после пятидневного стояния в Пятигорье ушёл походом в Приэльбрусье и разгромил там какое-то объединение христиан". (Михайленко В.И., Стативкин Э.В., Вышинский В.Н. Кавакзские минеральные воды. Хронология 1803-2003 годы)     10-11 века считались временем расцвета Аланского государства, ставшего самым сильным и обширным на тот момент на всем Северном Кавказе. Строятся настоящие города, широкое развитие получает ремесленничество и торговля. Под влиянием Грузии и Византии господствующей религией признается христианство. Религиозным и культурно-политическим центром становится  Нижнеархызское городище. Большой средневековый город, охватывающий площадь в 115 гектар, появляется недалеко от нынешнего Кисловодска  возле Рим-горы.     

Расцветает международная торговля в связи с тем, что под влиянием арабо-византийских и арабо-иранских войн изменился маршрут Великого шелкового пути, издавна  связывающий Западную Европу и Византию с Китаем.    

Его маршрут стал проходить из Китая в Среднюю Азию, оттуда - в  Северный  Прикаспий, степи Предкавказья, долинами рек Большая Лаба, Большой Зеленчук, Кубань-Тиберда, через легкодоступные перевалы Цагенкер, Санчаро, Клухорский в Абхазию до черноморских портов Себастополис (Сухуми),  Питиунт ( Пицунда) и далее в Византию. Средневековая история Пятигорья тесно связана в это время с Великим шелковым путем, проходящим также через эти благодатные места. Наиболее основательные и убедительные маршруты торговых караванов через наш край приводит известный историк В.А Кузнецов. От волжской дельты они проходили двумя путями. Более северный шёл по реке Калаус (« край крепостей»- так звучит перевод слова с тюрского языка) до горы Бык, где находится большое Томузловское  городище, оттуда караваны поворачивали к реке куме, к броду в районе нынешнего селения Канглы.     

В годы патриаршества в Византии Никлая Мистика (901-907гг., 912-925гг.) в Алании широко распространяется христианство, ставшее официальной религией, строятся целые комплексы храмов в Нижнеархызском городище, в долине Кубани (Шоанский, Сентинский).    

Есть сведения, что такой храм был построен в долине верхнего течения Подкумка.    

В это время усиливается влияние Древней Руси на Северном Кавказе. Уже в "Повести временных лет" (988 г.) упоминается о русском княжестве Тмутаркани на Таманском полуострове. Совершаются совместные с аланами походы против Ширванского ханства. Широко были распространены брачные связи правящих русских князей, царских династий алан и Грузии. Так, Андрей  Боголюбский взял в жёны сестру своего ключника-алана, а их сын Георгий был первым мужем легендарной грузинской царицы Тамары. Аланка Мария стала женой великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода Большое гнездо и бабушкой Александра Невского. Русская Тмутаракань не устояла под ударами половцев и в 1117 году население уходит из княжества частью на восток, частью - на земли древнего русского государства. Степные просторы  Предкавказья становятся владениями половцев и кипчаков, а их всемирно известные памятники половецкой культуры каменные бабы распространяются по всей бескрайней степи от Монголии до Центральной Европы.    

С  распадом Тмутаракани связывают уход оттуда древних адыгов (протоадыгов) в низовья рек Малки и Баксана, а хазаро-болгар и русских в Пятигорье.    

Затем с востока пришли ещё более воинственные завоеватели-монголы. За несколько их походов (1222-1223гг., 1238-1239гг.,1240г,) был практически покорен весь Северный Кавказ и Русь. Установилось татаро-монгольское господство Золотой Орды, крупнейшей базой которого на Северном Кавказе был город  Маджар,  расположенный  в долине реки Кумы вблизи нынешнего Буденновска. Любимым летним местом пребывания золотоордынских ханов был район нынешних Кавказских Минеральных. Именно сюда на встречу с правителем западно-монгольского улуса ханом Узбеком (1312-1342гг.) приезжает арабский путешественник Ибн-Баттута в 1334году, который приводит в своей книге упоминание о наших горячих минеральных источниках. К хану Узбеку  ездили  русские князья, что бы получить грамоту на владение своими уделами. Он их или миловал, или казнил. На его совести мученические смерти князя Александра Тверского и его сына Федора, князя Стародуского. Пятигорье в то время было довольно заселенной местностью, здесь проживали русы, протоадыги, хазаро-болгары, кочевали татаро-монголы.    

Господство Золотой Орды было сильно подорвано поражением от русских войск под руководством Дмитрия Донского на реке Вожа (1378г.) и в Куликовской битве (1380г.) В завершении огнем и мечом прошёл по Северному Кавказу эмир Тимур, который сокрушил 15 апреля 1395года хана Золотой Орды Тохтамыша, разрушил город Маджар, имел пятидневную стоянку в местности «Бешдаг», совершил поход в Приэльбрусье, уничтожил аланскую епархию и ушёл к себе на родину. После его смерти империя благополучно распалась.     Важную роль в общем этногенезе и формировании облика Кавказа играли и казаки, издавна обитавшие на этой территории. Например, существуют убедительные свидетельства в соответствии с которыми именно гребенские казаки из города Гребни преподнесли накануне Куликовской битвы 8 сентября 1380 года Дмитрию Ивановичу икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребневской (Савельев Е. П. Казаки. История. Репринтное переиздание книги Е. П. Савельева "Древняя история казачества").    

На опустошенные территории Центрального Предкавказья начинают продвигаться с запада адыги, образуя владения черкесские и кабардинские на равнинных местах вплоть до территории  нынешней Северной Осетии. Формируется на рубеже 13-14 веков карачаево-балкарская народность, в это же время с территории Абхазии через перевалы Главного Кавказского хребта продвигаются Абазины в ущёлья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчука, в бассейн верхней  Кумы. По данным историков В.А Потто и И.Д Попко, были ещё две волны переселения русских на территорию Северного Кавказа: после распада Золотой Орды в 14-15 веках и первой четверти 16 столетия, когда под давлением Москвы их рязанского княжества ушли вольные люди на Терек и в Пятигорье. Ко времени курортного освоения русскими Кавказских Минеральных Вод в Пятигорье отмечалось большое количество кабардинских, а в районе источника Нарзана абазинских аулов, в долине Кумы кочевали ногайцы.     

С середины 15 века у северокавказских народов и Руси появились новые грозные враги - Турция и крымские татары. В общей борьбе против них укреплялись военно-политические связи Руси с Кавказом. В 1535 был установлен с ханом Большой Ногайской Орды  Исмаилом, который в последствии принес присягу на верность России. В ее состав входят в 1552 году добровольно  черкесы и абазины, а немного позже кабардинцы, союз с которыми был укреплен женитьбой царя Ивана Грозного на дочери князя Темрюка Кученей (Марии). В 1567 году напротив устья реки Сунжи на Терек  появляется крепость Терки с помощью посланных с войсками воевод Андрея Бабичева и Петра Протасова. Вокруг крепости сплачивается жившее там русское население, которое дало начало образованию терского казачества.     

Оживляется выгодная торговля, взаимное культурное обогащение. В 16-17 веках в местности Бештау проходили грандиозные  40 дневные ярмарки, где можно было встретить купцов многих стран и из  Москвы.   
 
Персидские походы Петра 1 укрепляют позиции России на Кавказе, а для нас важно, что его лекарь Готлиб Шобер упоминает о горячих бештаугорских источниках. Строится город Кизляр (1735г.), а в 1763 году Моздокская крепость. Большое значение для планомерной борьбы против турок и крымских татар имело возведение в 1777 году Азово-Моздокской линии. Чтобы прикрыть от набегов турок путь через перевалы по реке Подкумку строится в 1780 году Константиногорская крепость. В 1783 происходит знаменательное событие в истории Кавказа - в крепости Святого Георгия подписывается Георгиевский трактат  о добровольном присоединении Грузии к России , а через два года (5 мая 1785 г.) образуется Кавказское наместничество, состоящее из двух областей: Кавказской и Астраханской. В кавказскую область входили 6 уездов - Екатериноградский, Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский. Турция пытается силой утвердиться на территории  Крыма И северного Кавказа. Но в русско-турецкой войне 1787-1792 годов она терпит сокрушительное поражение. Важнейшим событием явился разгром 30 сентября 1790 года сорокатысячной армии Батал-паши на реке Кубани, там, где сейчас расположен Черкесск. По Ясскому мирному договору(1791 г.) границы России отодвигаются далеко на юг, присоединяется Крым. Все это заставляет активно использовать воссоединенные земли, использовать их природные богатства.    

Небезынтересно вспомнить и о том, что Россия помимо древнейших родственно-кровных связей с другими народами и этносами населяющими территорию Кавказа, имеет и вполне четко оформленное историко-правовую основу для того, что бы считать территорию Кавказа зоной своих не только экономических и политических интересов, но и как территорию своего подданства. Достаточно вспомнить о тех фактах, которые старательно замалчиваются либеральными историками. Например,  в результате того, что Российское правление установило мир в Грузии и защитило её от внешней угрозы (османов) - (фактически от физического уничтожения) в соответствии с Георгиевским трактатом (1783) Грузия является протекторатом России, а с 1801 года становится Российской губернией (по просьбе грузинского царя Георгия XII и многочисленных просящих писем русскому царю от целых грузинских сословий). В 1811 году была отменена автокефалия (независимость) Грузинской православной церкви, а Грузия стала экзархатом Русской православной церкви. И только с приходом к власти большевиков (т.е. почти через сто лет) Грузия была юридически отсоединена от территории России, что впоследствии дало основание экстремистским силам в Грузии (начало 90х) объявить о своей политической независимости.     

Примерно такая же ситуация и с Арменией. Юридическое присоединение Закавказья Россией было завершено в первые годы правления Николая I. По Туркманчайскому договору, завершившему русско-персидскую войну 1826—1828 годов, к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, которые объединились в Армянскую область, куда затем переселилось порядка 30 тысяч армян из Персии. Успехи в массовом переселении армян на территорию уже "русской армении" во многом объясняется тем, что именно Россию армяне считали своей защитницей и покровительницей христиан.    

Успехи русских войск в  Персидском походе (1722-1723) и вторжение османской армии в Закавказье летом 1723 года вынудили Персию заключить 12 сентября 1723 года мирный договор, по которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад. Вторгшиеся османы опустошили Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана. Константинопольским договором 1724 года Россия закрепила за собой часть северных владений Ирана и тем самым остановила начинающийся геноцид многих кавказских народов.     

Славяне и протославяне (скифы, сколоты, пятигорские черкасы, казаки и др.) являются древнейшими обитателями территориями Северного Кавказа. Многочисленные материальные  и архитектурные артефакты, свидетельства древних летописцев, путешественников и современных авторитетных историков и археологов, культорологический обзор и последние данные генетических наблюдений убедительно подтверждают это. Не может быть и речи о том, что бы нормально и терпимо относится к псевдонаучному тезису о том, что славяне (русские) являются "гостями на кавказе".  Более того, следует критически воспринимать укоренившийся тезис в современной историографии, что, дескать "Россия завоёвывала Кавказ", "Россия покоряла Кавказ", "Россия пришла на Кавказ" - так как это ненаучно и не соответствует действительности. Россия никогда не уходила с Кавказа и Кавказ всегда был частью России (будь то союз племен, империя, СССР или федерация). Более того, Кавказ, как территория, был дольше всего во владении именно России, а не какого-то иного государства (будь то Османская империя, различные ханства, каганаты и т.д.) хотя и подвергался экспансии со стороны иных субъектов мировой политики, которые несли в себе, как правило, чуждые России культурологические и религиозные прививки. Поэтому речь может идти только об "отвоёвывании" Кавказа и то с существенными оговорками.    

Создание современного Российского государства являлось сложным и длительным процессом,  и,  по мнению авторитетного исследователя проблематики Северного Кавказа д.и.н., профессора Ю.Клычникова в его основе "лежала тенденция к взаимовыгодному историческому партнерству. Включение иноэтничных территорий приводило к экономической, политической, идеологической, религиозной, этнической интеграции народов в рамках единого государственного образования. Это явление осуществлялось различными путями, методами и формами в зависимости от конкретной ситуации, складывавшейся в тот или иной исторический период, и, следовательно, оценивать его однозначно положительно или отрицательно не представляется возможным. Особенно это касается Кавказа, одного из самых сложных и этнически пестрых регионов планеты. Сейчас, когда Кавказ вновь стал одной из наиболее конфликтных зон нашего государства, необходимо тщательное изучение политического механизма разрешения российско-кавказского конфликта, имевшего место в XIX веке".     

Заместитель председателя совета регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Ставропольском крае, профессор РАЕ Д. Володин

Ставропольский край (выбран сейчас)
Россия
Россия Архангельская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Москва Московская область Мурманская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Самарская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.